Пояснительная записка к учебному плану класса предшкольной подготовки дошкольного воспитания и обучения на 2023 -2024 учебный год
Учебный план класса предшкольной подготовки разработан на основе:
В соответствии с ГОСО и Типовым учебным планом нормативная учебная нагрузка в
предшкольных классах составляет 20 часов, что соответствует требованиям СанПина
Месяц |
Организованная деятельность |
Задачи организованной деятельности |
ОКТЯБРЬ |
Физическая культура |
Учить ходить в колонне по одному, по двое, по трое; на носках, на пятках, на внутренней и внешней стороне стоп; высоко поднимая согнутую в колене ногу; с перешагиванием через предметы, боком; с поворотом в другую сторону, с перешагиванием через скакалку, в разном темпе; с изменением положения рук; с остановкой по сигналу взрослого; изменением направления движения; врассыпную; между предметами между кеглями, с перешагиванием через шнуры; приставными шагами вперед. |
Развитие речи |
Обогащать словарный запас детей существительными обозначающими предметы бытового окружения, прилагательными характеризующими свойства и качества предметов, наречиями обозначающими взаимоотношения людей, их отношение к труду. Использовать в речи многозначные слова, слова-синонимы и антонимы, уметь подбирать признаки, действия к предмету и предметы к заданному действию. Формировать умения понимать и использовать необходимые слова для общения и описания различных предметов |
|
Художественная литература |
Совершенствовать умение пересказывать эмоционально, логически содержание произведения, сохраняя последовательность сюжета, развивать диалогическую речь, выражать свое отношение к героям и их поступкам. Рассказывать о том, как литературный герой воспринимает тот или иной поступок, понимать скрытое поведение героев |
|
Основы грамоты |
Формировать понятие о слоге, делить слова на слоги, определять их количество и порядок. Учить составлять слова из слогов (устно). Продолжать знакомить с правилами правильного положения спины при письме. Обучать умению ориентироваться на странице прописи, различать рабочую строку и межстрочное пространство. Обучать штриховке, раскраске геометрических фигур, овощей, фруктов; обводить готовые рисунки, не выходя за контуры.
|
|
Казахский язык |
қоршаған ортадағы күнделікті жиі қолданылатын кейбір тұрмыстық заттардың (қазақ киіз үйі оның ішіндегі кейбір заттар туралы), жемістердің, көкөністердің, жануарлардың, құстардың атауларын айту және түсіну дағдыларын қалыптастыру; |
|
Основы математики |
Упражнять в прямом и обратном счете в пределах 10. Знакомить на наглядной основе с образованием чисел 6, 7, 8, 9, 10, с цифрами от 0 до 9. Обучать умению различать вопросы «Сколько?», «Который?» («Какой?») и правильно отвечать на них. Сравнивать рядом стоящие числа в пределах 10 на основе сравнения конкретных множеств; получать равенство из неравенства (неравенство из равенства), добавляя к меньшему количеству один предмет или убирая из большего количества один предмет. Формировать представление о равенстве, обучать умению определять равное количество разных предметов в группах, правильно обобщать числовые значения на основе счета и сравнения групп. Подводить к пониманию того, что количество предметов не зависит от их размера, расстояния между ними, формы, расположения, а также направления счета. |
|
Ознакомление с окружающим миром |
Закреплять представление о предметах, их признаках и назначении. Обучать умению самостоятельно определять и называть материалы, из которых сделаны предметы, характеризовать их качества и свойства. Формировать умение свободно ориентироваться в помещении, на участке детского сада, в ближайшем микрорайоне. |
|
Конструирование |
Формировать умения работать по готовой выкройке, несложному чертежу, использование ножниц для надрезов и вырезания по контуру |
|
Рисование |
Обучать умению выразительно передавать основную форму, пропорции предметов и их частей, опираясь на знание форм, относительную величину частей и их расположение, окраску предметов, основываясь на знании цветов и их оттенков, подбирать цвета по своему вкусу. |
|
Аппликация |
Вырезать знакомые или придуманные различные образы, сразу несколько одинаковых форм из бумаги, сложенной гармошкой, и предметы симметричной формы из бумаги, сложенной вдвое. |
|
Лепка |
Формировать навыки лепки фигур человека, животных в движении, правильно передавая пропорции, положение рук, ног. Обучать умению передавать признаки предметов: длинный и короткий, толстый и тонкий; соблюдать относительную величину частей; плотно скреплять части вылепленной фигуры, прижимая их одну к другой и сглаживая места скреплений. Продолжать знакомить со свойствами пластических материалов: можно разминать, рвать на части, соединять, отщипывать куски, раскатывать прямыми и круговыми движениями, расплющивать; |
|
Музыка |
Умение выражать отношение к музыкальному произведению, высказываться о его характере, содержании. Формировать певческие навыки, умение петь легким звуком в диапазоне от «ре» первой октавы до «до» второй октавы, брать дыхание перед началом песни, между музыкальными фразами, произносить отчетливо слова песни, петь умеренно, громко и тихо. Выполнять игровые действия в соответствии с характером музыки; вести хоровод по кругу, меняя движения в соответствии с музыкальными фразами; исполнять в хороводах знакомые танцевальные движения (легкие поскоки, повороты туловища, пружинные приседания).Передавать танцевальные образы; инсценировать песню, применяя образные танцевальные движения. Знать названия инструментов, узнавать их тембр. |
Месяц |
Организованная деятельность |
Задачи организованной деятельности |
ДЕКАБРЬ |
Физическая культура |
Учить бегать врассыпную, парами, в колонне по одному, по двое, высоко поднимая колени; «змейкой» между расставленными в одну линию предметами, с преодолением препятствий, с преодолением препятствий в естественных условиях, с разной скоростью - медленно, быстро, в среднем темпе непрерывный бег 1,5-2 минуты; на дистанцию 100–120 метров в чередовании с ходьбой; на скорость, пробегание отрезков (длина 20 метров) на скорость до обозначенного места; |
Развитие речи |
Совершенствовать умение согласовывать слова в предложениях: существительные с числительными и прилагательные с существительными. Формировать умения образовывать и употреблять однокоренные слова, глаголы с приставками, использовать формы речевого этикета; употреблять простые и сложные предложения. Развивать умение различать предложения по интонации (повествовательные, вопросительные, восклицательные) и употреблять их в речи. |
|
Художественная литература |
Развивать желание выражать свое отношение к происходящему вокруг, приобщать к употреблению пословиц и поговорок в речи. Приобщать к ораторскому искусству, искусству слова, умению произносить считалки и скороговорки, разгадывать загадки, приобщать к искусству айтыса. |
|
Основы грамоты |
Дать возможность записывать вертикальные, горизонтальные, короткие, длинные, волнистые, изогнутые линии, точки, каплевидные формы в разных направлениях, соблюдая расстояние между ними, сначала по образцу, а затем самостоятельно. Продолжать знакомить с правилами правильного положения спины при письме. Обучать умению ориентироваться на странице прописи, различать рабочую строку и межстрочное пространство. Обучать штриховке, раскраске геометрических фигур, овощей, фруктов; обводить готовые рисунки, не выходя за контуры. |
|
Казахский язык |
қазақ тіліндегі сөздер мен сөйлемдерді түсінуді және қолдануды үйрету; зат есімдерді жекеше және көпше түрде қолдану дағдыларын қалыптастыру |
|
Основы математики |
Обучать умению определять длину, высоту, ширину и полноту предметов (5 и более), располагать предметы по величине в порядке возрастания и убывания. Использовать в речи математические термины, отражающие отношения между предметами по величине. Обучать умению сравнивать предметы по различным признакам (цвет, форма, размер, материал, применение). При помощи условной мерки измерять длину, ширину, высоту предметов и сравнивать несколько предметов по данным измерениям. Обучать умению сравнивать предметы, используя методы наложения и приложения, прием попарного сравнивания, выделять предмет из группы предметов по 2-3 признакам. |
|
Ознакомление с окружающим миром |
Расширять знания о родной стране, государственных и народных праздниках, символике страны, ее назначении. Формировать представления о Президенте Республики Казахстан, о важности его деятельности для своего народа. Знать наизусть государственный гимн, понимать его значение. Понимание важности государственных праздников. |
|
Конструирование |
Знакомить с изделиями казахского народа, изготовленных из природных материалов (убранства юрты, предметы быта, посуда и др.). Изучать материалы, из которых они изготовлены. |
|
Рисование |
Формировать умение использовать изобразительные приемы (штрихи, смешивание красок, кляксография, нитки и др.). Закреплять знания об уже известных цветах, знакомить с новыми цветами (фиолетовый) и оттенками (голубой, розовый, темно-зеленый, сиреневый), развивать чувство цвета. Учить смешивать краски для получения новых цветов и оттенков (при рисовании гуашью) |
|
Аппликация |
Знакомить с предметами быта казахского народа (ковер, алаша, сырмак, одеяла, подушки и т.д.), с убранством юрты (керега, уык, шанырак, склеп, баскур и т.д.), вырезать указанные предметы по желанию, украшая их орнаментами. Выполнять сюжетные композиции как индивидуально, так и в небольших группах, согласованно выполняя задачи |
|
Лепка |
Знакомить с видами посуды (казан, астау, тарелка, миска, керсен, ковш, чан торсык и др.), предметами быта (кровать, стол, седло, очаг, кебеже, мельница и др.), ювелирными изделиями (браслет, серьги, кольцо, амулет, шашбау и др.), памятниками культурного наследия казахского народа. Лепить перечисленные предметы по желанию, украшая их орнаментами и дополнительными предметами (бисер, зерно и др.). Использование в процессе работы стеки различной формы, создавать рельеф на их поверхности. |
|
Музыка |
Учить различать жанры музыкальных произведений (марш, танец, песня). Совершенствовать музыкальную память через узнавание мелодий по отдельным фрагментам произведения (вступление, заключение, музыкальная фраза) Содействовать проявлению самостоятельности и творческому исполнению песен разного характера. Развивать песенный музыкальный вкус. Приобщать к самостоятельному и творческому исполнению песен различного характера. Знакомить с элементами народных танцев народов Казахстана. Уметь двигаться с предметами, инсценировать сюжетные игры.Передавать танцевальные образы; инсценировать песню, применяя образные танцевальные движения. Развивать умение импровизировать, используя знакомые танцевальные движения; уметь придумать танец, используя знакомые плясовые движения в соответствии с характером музыки, инсценировать песню в соответствии с текстом; побуждать к выполнению творческих заданий |
Месяц |
Организованная деятельность |
Задачи организованной деятельности |
АПРЕЛЬ |
Физическая культура |
Строиться в колонну по одному, по два, по три, в шеренгу; перестроиться в колонну по двое, по трое; равнение в колонне на вытянутые руки вперед, в шеренге и в кругу – на вытянутые руки в стороны; повороты направо, налево, кругом переступанием и прыжком. Выполнять красиво и грациозно знакомые физические упражнения под музыку. Согласовать ритм движений с музыкальным сопровождением. Шагать прямо. Движение парами по кругу. |
Развитие речи |
Развивать устную речь через знакомство с культурой, традициями казахского народа в различных видах детской деятельности; приобщать детей к простым умозаключениям и понятной передаче своих мыслей окружающим при четком описании предметов и ситуации; |
|
Художественная литература |
Приобщать детей к доступным художественным произведениям, фольклору и миру театра; развивать интерес к книге.
|
|
Основы грамоты |
Научить различать признаки звуков (гласные/согласные); штриховать, раскрашивать геометрические фигуры, овощи, фрукты; обводит готовые рисунки, не выходя за контуры; |
|
Казахский язык |
қоршаған ортадағы күнделікті жиі қолданылатын кейбір тұрмыстық заттардың (қазақ киіз үйі оның ішіндегі кейбір заттар туралы), жемістердің, көкөністердің, жануарлардың, құстардың атауларын айту және түсіну дағдыларын қалыптастыру; |
|
Основы математики |
Закреплять знания о последовательности различных событий, дней недели, времени суток. Формировать понятия о месяцах года, знать их последовательность и называть их, определять время по циферблату. Развивать умение определять временную последовательность смены суток («вчера», «сегодня», «завтра»), событий «сначала – потом», «было – есть – будет», «раньше – позже». |
|
Ознакомление с окружающим миром |
Расширять знания о родной стране, государственных и народных праздниках, символике страны, ее назначении. Формировать представления о Президенте Республики Казахстан, о важности его деятельности для своего народа. Знать и уважать первых космонавтов Казахстана Токтара Аубакирова, Талгата Мусабаева. Расширять представления детей о растениях. Знакомить детей с многообразием родной природы: деревьями, кустарниками, травянистыми растениями. Познакомить с понятиями «лес», «луг» и «сад». |
|
Конструирование |
Развивать творческое мышление и воображение. Закреплять умения преобразовывать плоскостной материал в объемные формы, используя способы конструирования из бумаги. |
|
Рисование |
Совершенствовать умение детей передавать в рисунке простые сюжеты: социальные события, события окружающей жизни, праздники, труд людей, сюжеты сказок, стихов, песен и многое другое. Рисовать по мотивам казахских сказок, легенд передавая жизнь, труд, быт казахского народа. Дать возможность самостоятельному рисованию, при коллективной работе. |
|
Аппликация |
Учить выполнять сюжетные композиции как индивидуально, так и в небольших группах, согласованно выполняя задачи. При составлении аппликации передавать соотношение объектов по величине, видеть форму частей различных предметов, их строение, пропорции; |
|
Лепка |
Совершенствовать навыки составления сюжетных композиций по содержанию сказок и рассказов. Учить, самостоятельно лепить, выполнять коллективные работы. Играть в различные игры с предметами, которые они слепили. Аккуратно выполнять работу, собирать вещи, соблюдать правила безопасности. |
|
Музыка |
Продолжить знакомства с творчеством композиторов Казахстана.Обучать исполнению песни легко, подвижно, без напряжения восприятию характера песни, уметь начинать пение сразу после музыкального вступления, петь эмоционально, передавая динамические оттенки, правильно брать дыхание. Уметь легко и ритмично бегать, передавать в движении характер музыки, выполнять бег с подъемом колен, исполнять элементы народных танцев, передавать характер музыки в движении. Обучать инсценированию сюжетных игр. Уметь придумать танец, используя знакомые плясовые движения в соответствии с характером музыки. Исполнять попевки в ансамбле на детских музыкальных инструментах в сопровождении фортепиано, играть слаженно, передавая ритмический рисунок, сопровождать игру пением попевок. |